Память преподобных Петра и Февронии, Муромских чудотворцев
9 июля в Блогоявленском соборе чтили память святого благоверного князя Петра (в иночестве Давида) и святой благоверной княгини Февронии (в иночество Евфросинии) , чудотворцев Муромских, и звучал тропарь : «Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Петре, тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, в мире Богу угодивше и преподобных житию сподобистеся. С нимиже молитеся Господеви сохранити без вреда отечество ваше, да вас непрестанно почитаем».
Накануне праздника в храме был прочитан акафист преподобным Петру и Февронии.
История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи.
Преподобный Петр был младшим братом княжившего в Муроме благоверного Павла. Однажды в семье Павла случилась беда — по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Прознав об этом, князь Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.
Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений.
Феврония взялась вылечить Петра, если он возьмет её замуж. Слуга передал эти слова князю и тот согласился на условие Февронии.
Девушка передала через княжеского слугу мазь, которой Пётр должен был помазать всё тело, только один струп оставить нетронутым. Князь так и сделал и исцелился, но не стал брать Февронию, которую он даже не видел, в жены, из-за её низкого происхождения. Пётр послал Февронии богатые дары, которые она не приняла.
Вскоре тело князя опять покрылось струпьями и он вернулся к Февронии. Она по-прежнему попросила, чтобы после исцеления князь взял её в жены. Выздоровев от мази, приготовленной Февронией, князь взял девушку в жены.
Вскоре старший брат Петра умер и Пётр стал княжить в Муроме. Бояре были недовольны, что над их женами властвует дочь древолаза. Они донесли князю, что Феврония, как беднячка, собирает крошки со стола. Пётр же знал, что хлебные крошки в руке Февронии превращаются в ладан и фимиам. Бояре не могли успокоиться и потребовали, чтобы Феврония уехала из города. Феврония согласилась уехать лишь с мужем. Тогда Пётр и Феврония сели в корабли и поплыли по Оке. В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек этот посмотрел на Февронию с вожделением. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям.
После отъезда князя в Муроме началась борьба за власть и много человек погибло. Жители города стали просить Петра и Февронию вернуться на княжение. Князь с княгиней вернулись в Муром.
Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.
Текст, фото : Анатолий Борисов