Память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Аравийских. Фото
В этот же день мы вспоминаем и бессеребренников и мученников Косму и Дамиана Аравийских.
Косма и Дамиан Аравийские родились в Аравии примерно в то же время, что и Косма и Дамиан Римские, то есть в III веке. Аравийские братья в юности получили хорошее образование и изучили врачебную науку. Уверовав во Христа, продолжали оказывать помощь больным, но лечили уже они не только и не столько своим врачебным искусством, сколько призыванием имени Божия, молитвой, помазанием освященным елеем и окроплением святой водой.
Во время лечения святые братья обращали в Христианскую веру многих своих пациентов-язычников. Благодаря Косме и Дамиану совершенные ими чудесные телесные исцеления больных сопровождались их уверованием во Христа. Поражало людей и то, что за исцеление деньги не взимались, потому и названы были Косма и Дамиан бессребрениками или врачами безмездными. Братья строго соблюдали заповедь Христа: «Даром получили, даром давайте».
Когда слух о чудесах и учении их достиг до гегемона Лисия, было приказано взять их под стражу. Приведенные в Киликию, они были представлены гегемону. Расспросив о вере, именах и отечестве, гегемон приказал Косме и Дамиану принести жертву идолам. Они не стали исполнять приказание, а напротив исповедали свою веру во Христа. Тогда Лисий велел их избить и связанных бросить в море. Но по легенде, Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписано чародейству. Раздраженный гегемон велел заключить их в темницу. На другой день он приказал бросить их в огонь.
Господь и здесь хранил их: огонь потерял естественную силу и не прикасался их. Гегемон подвергал их все новым казням, но все напрасно. Повесив их, сначала велел бросать в них камни, а потом стрелять из луков, но камни и стрелы отскакивали от их тел и поражали самих мучителей. Не находя более средств для достижения своей цели, гегемон приказал обезглавить их мечом. Вместе с ними пострадали ещё трое христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий.
Уже в IV- V веках их стали почитать как покровителей аптекарей, врачей и особенно хирургов, а их лики стали иногда помещать на медицинских эмблемах. К Косме и Дамиану обращались за помощью во время эпидемий и лечения язвенных заболеваний.
Почитание Космы и Дамиана Аравийских выразилось в посвящении им храмов, которые строятся в Иерусалиме, Месопотамии и Египте. На Синае был известен старинный монастырь святых Космы и Дамиана. Археологические раскопки 1907 г. доказали, что в Египте, в Едфу, также был коптский монастырь, основанный в конце IХ в. и носивший имя этих же святых.
В Орловской области есть несколько храмов посвящённых святым Косме и Дамиану.
Храм Космы и Дамиана в селе Дьячьем расположен на высоком берегу речки Мезенки, недалеко от впадения в неё широкого лога. Космодемьянский погост, один из древнейших на территории Орловского уезда, впервые упоминается в писцовой книге 1594-1595 гг. подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева: "...на погосте церковь Козма и Демьян, древна, клецки, а в церкви образы, и иконы, и всякое церковное строение приходных людей, на на церковной земле дворов: во дворе поп, во дворе пономарь..."
В последующем, церковь Козмы и Дамиана упоминается в ведомостях церквам Орловского уезда 1734 и 1755 гг. В 1755 г. при ней насчитывалось 102 приходских двора. Новую двухпрестольную холодную церковь вместо более древней деревянной прихожане построили в 1781 г. Храм был двухэтажным, в нижнем каменном этаже находился малый престол во имя Св. Живоначальной Троицы, а на втором, деревянном, главный - Св. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. При церкви была трехъярусная деревянная колокольня. В приходе имелись две земские школы: одна в селе Космодамианском, другая в д. Большой Спицыной.
Сохранившийся теплый одноименный кирпичный храм построен в 1914 г. на расстоянии 10 сажен от старой церкви. При нем была колокольня высотой около 25 метров.
Церковь была закрыта в 1930-е годы. Колокольня не сохранилась. Церковь использовалась как зернохранилище. В 1990-е годы колхоз развалился и церковь была заброшена, заросла деревьями. Возможно, тогда же или даже значительно раньше снесли стоявшую рядом с ней древнюю каменно-деревянную церковь.
С 2009 года идёт восстановление храма, а также недалеко от него освящён и обустроен святой источник с купелью в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.
Ещё две церкви в честь святых бессребреников и чудотворцев построены уже в нынешнее время в Новосильском и Малоархангельском районах.
Церковь Космы и Дамиана в Селезнёво построена в 2000-2005 на средства местных жителей. Крестообразная в плане постройка простой архитектуры с одноглавым четвериком над средокрестием и ярусом звона над входом. Посвящение выбрано в память прежде бывшей приходской церкви, стоявшей в селе Перестряж.
Строительство Церкви Космы и Дамиана в селе Луковец Малоархангельского района Орловской области началось в 2017 году.
На фото:1. Храм преподобномученика Андрея Критского в Санкт Петербурге
2. Храм преподобномученика Андрея Критского в Ярославле
3. Внутри храма преподобномученика Андрея Критского в Ярославле
4-6. Храм Космы и Дамиана в селе Дьячьем Орловского района
7. Храм Космы и Дамиана в Новосильском районе
8. Храм Космы и Дамиана в Малоархангельском районе
Текст : Анатолий Борисов