Память Священномученика Макария (Гневушева), епископа Орловского. Фото

Священномученик Макарий (Гневушев), епископ Орловский и Севский родился в сентябре 1858 года в селе Репьевка Ардатовского уезда Симбирской губернии.

В 1882 окончил Киевскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (кандидатское сочинение «Александрийская Церковь») и был назначен преподавателем русского языка Киево-Подольского Духовного училища.

С 1883 — наставник Острожской учительской семинарии, с 1885 — преподаватель Киевского женского духовного училища, с 1890 — преподаватель Киевской Духовной семинарии, активный миссионер.

В 1902 был инициатором создания «Киевского педагогического общества взаимной помощи». Принимал деятельное участие в монархическом движении в Киеве, в 1906—08 был членом Совета Киевского отдела Русской Монархической Партии (РМП), членом Киевского отдела Русского Собрания (РС).

В 1908 принял постриг с именем Макарий, рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря с возведением в сан архимандрита. Сразу принял активное участие в монархическом движении в Москве.12 ноября 1909 избран кандидатом в члены Правления Собрания, а затем стал членом Правления.

С 1909 — настоятель Московского Ново-Спасского ставропигиального монастыря.

11 июля 1914 в Н. Новгороде хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Уже в архиерейском сане принял участие в Совещании Монархистов 21—23 ноября 1915 в Петрограде (Петроградское Совещание), на котором был избран в состав Совета Монархических Съездов.

28 января 1917 назначен на самостоятельную кафедру — епископом Орловским и Севским.

В указе Священного Синода от 1 февраля 1917 года сказано: «Государь Император в 28 день сего января, высочайше утвердить соизволил всеподданнейший доклад Св. Синода об освобождении епископа Орловского Григория, в виду его болезни, от управления Орловскою епархиею и о бытии викарию Нижегородской епархии, епископу Балахнинскому Макарию епископом Орловским и Севским». Как сообщают Орловские Епархиальные Ведомости: «В субботу 25 февраля, утром, с почтовым поездом из Москвы прибыл в Орел Преосвященнейший Макарий, Епископ Орловский и Севский. На вокзале Преосвященного встретили Начальник губернии граф П.В. Гендриков, вице-губернатор Н.К. Комаровский, городской голова И.А. Гумбин, некоторые начальники военных и гражданских частей, ректор духовной семинарии, кафедральный протоиерей и ключарь собора, члены и секретарь консистории, благочинный градских церквей, наблюдатель церковно-приходских школ, председатель совета и инспектор классов Епархиального женского училища и др.». Орел встретил Преосвященнейшего Макария «красным звоном» с колоколен всех церквей города. Однако уже меньше, чем через три месяца владыка будет оклеветан и отстранен от Орловской кафедры. Но в этот день, как сказал епископ Павел в своей приветственной речи: «Преосвященнейший Владыко, Милостивейший наш Архипастырь и Отец! С торжеством и радостию встречает тебя Богом данная тебе Орловская паства. …Радует нас твой боголюбезный образ, уже довольно всюду знаемый и почитаемый многими и многими русскими людьми, образ верного стоятеля и борца за исконные начала святорусской жизни, мужественного и убежденного глашатая и признанного вождя той истинной общественности, того единения разумных сил страны, которые стремятся найти себе опору в коренных устоях бытия и жизни нашего Отечества, опору - в единой истиной вере, исповедуемой Православной Церковью. …Особенно в настоящее время нам дорого твое, Божиим изволением, пришествие к нам, когда мы со всей Россией переживаем такое грозное посещение гнева Господня – небывало страшную брань с внешним врагом, смятение умов, расстройство и тревогу внутри России, когда мы переживаем такие тяжкие испытания, а впереди нас ждут, быть может, испытания еще более тяжкие».

В своем слове «На стражу мира и любви» при вступлении на Орловскую кафедру, епископ Макарий приветствуя православный народ Орловской земли, обращается к нему словами Господа нашего Иисуса Христа: «Мир Вам». «Мир во всех областях вашей жизни. Мир - во внешних взаимоотношениях. Мир - в душе. Мир – в совести. …Мир - первая и важнейшая ступень к любви». Далее владыка сказал о том, что Господь призвал его на служение пастве Орловской в одно из самых тяжелых и опасных времен в исторической жизни русского народа. «Разгорается противогосударственная деятельность тех слоев нашего народа, которая возымела губительное намерение – использовать страшный час народной и государственной жизни или для целей своих политических партий, или для удовлетворения низких страстей – своекорыстия и гордыни. …Но, дорогие чада Церкви Божией, как ни страшна, как ни опасна для политического существования нашего народа происходящая война, - мы должны помнить, что идет, как и раньше, еще более опасная, еще более страшная война. …Это – самая упорная, никогда не перестающая война всех тех сил мира сего против Христа, Его учения, Его Церкви, против спасения людей от временных и вечных мук». Обращаясь к своим современникам, священномученик Макарий обращается и к нам со словами очень актуальными и в наше время: «Война против спасительного учения Христова, никогда не перестающая, в известные времена жизни человечества особенно усиливается. …Весь христианский мир, увлеченный до самозабвения успехами наук, изобретениями и открытиями возгордившийся паче всякой меры – наполнился делами этой гордыни, увидел перед собою новых учителей, всемерно стремящихся отвратить взоры человечества от неба и приковать их исключительно к земле и ее благам. Грозная волна неверия, крайней нравственной распущенности все более и более вздымается в жизни людской, заливает и губит все большее и большее количество душ человеческих. …Особенно легко распространяется и воспринимается все языческое, все противохристианское путем укрепления и развития порочной жизни. …Нет ответственности нравственной, живи в свое удовольствие». Далее владыка Макарий отметил губительность раскольнической и сектантской деятельности. …Не будем скрывать от себя, что вражда и открытая война против Христа, против учения Его, против Церкви Его и у нас, среди нашего народа достигла крайних пределов». Заканчивая свое обращение к пастве Орловской епархии, епископ Макарий призвал всех стоять на страже мира и любви Христовой. Благословив после своей речи каждого из присутствующих, владыка отбыл с вокзала в архиерейский дом, где в Крестовой церкви был встречен братией и игуменией Введенского монастыря, матушкой Евгенией, которая поднесла ему икону Балыкинской Божией Матери.

Перевод преосвященного Макария на Орловскую кафедру совпал с очень трагическими событиями в судьбе России. Через пять дней – 2 (15) марта у России не стало Богоизбранной власти. Можно только вообразить переживание русского православного человека по поводу этого исторического события, тем более человека образованного, всем сердцем любящего Отчизну, представляющего последствия этого трагического события. Тем не менее, владыка остается в строгом послушании Церкви. На письме с Указом из Святейшего Правительствующего Синода от 9 (22) марта о прочтении в церквах епархии акта об отречении Николая II от престола, он пишет 12 марта резолюцию: «Акты об отречениях уже прочтены. При следующем служении прочесть прилагаемое при сем послание».

Деятельность владыки на пользу Церкви и государству не только не ослабла, но еще более усилилась. Он почти ежедневно возглавляет Богослужения в Орле и пригородах, его проповеди отличаются глубиной познания истории, любовью к слушающим. Преосвященный Макарий предупреждает: «Помните, что наряду с разнообразными путями для обеспечения единения и свободы, главнейшим является тот, который лежит в основе церковной жизни: объединение всех паств и пасомых заключается, прежде всего, в единстве веры, святых таинств и священноначалия».

Он выступает против обновленческих течений в Церкви, встречается с учителями и учащимися духовных учебных учреждений Орла, организовывает чествование старейших приходских священнослужителей епархии, публикует, казалось бы, узкопрофессиональную статью «Пчеловодство и православное духовенство». Однако прочитав эту работу, видишь, насколько она современна – как необходимо и в наше время и может быть более необходимо, чем сто лет назад, введение такого предмета в школы, в воскресные школы и духовные училища. Много времени уделяет владыка организации духовной жизни в епархии: «В виду важности совершающихся событий, - прошу все духовенство приложить все усилия и средства к единению, как между собою, так и с прихожанами». Владыка благословляет и просит проводить пастырские собрания с привлечением мирян, ведет подготовку для проведения епархиального съезда духовенства, заботится о подготовке к приемным экзаменам в Ливенское и Севское Духовные Училища, систематически через Орловские Епархиальные Ведомости обращается с архипастырскими посланиями к «Возлюбленным пастырям и православным чадам церкви и земли Орловския». Эти послания свидетельствуют о пророческом видении владыки будущих судеб народа и страны. Многократно будущий священномученик говорит о том, что гнев, зависть, распри, чувство мщения, тщеславия, приводили и приводят людей к взаимному раздражению, к взаимному угрызению и съеданию и, в конце концов, к самоистреблению. «Боже сохрани нас от этого великого горя! Боже! Сохрани Русь Святую от распрей, ссор, междоусобий!». Сегодня мы видим, что молитвы священномученика не остались не услышанными Господом и сегодняшний день тому подтверждение. Искренняя преданность православию, любовь к Отчизне и народу не могла остаться безнаказанной со стороны сил тьмы, поставивших своей задачей уничтожить Церковь Христову в России, а значит и Россию. В апрельском номере газеты «Орловский вестник» печатается телеграмма на имя Святейшего Синода и Обер-прокурора об устранении епископа Макария с Орловской кафедры. В своем ответе на эту статью, опубликованном в Орловских Епархиальных Ведомостях, озаглавленном «Правда и безпристрастие – основа и источник истиной свободы», владыка, анализируя появление этой телеграммы, подробно излагает истинные причины недовольства той части общества, которой безразличны судьбы России и ненавистна Церковь Христова. Заканчивается обращение владыки словом «Пасха нетленная», которое невозможно читать и нашему современнику без душевного волнения: «Мы постоянно умираем для прошлого, отчасти для настоящего, чтобы воскреснуть и жить для будущего, чтобы шире и глубже воплотить в нашу жизнь дорогой для нас идеал». Эти слова реализовались в земной и вечной жизни священномученика Макария.

14 апреля 1917 года Преосвященный Макарий отбыл из Орла в Петроград по вызову в Святейший Синод для доклада о положении в епархии. В мае епископ Макарий возвращается в Орел. В июньском номере Епархиальных Ведомостей опубликована последняя его статья: «К Православному духовенству Орловской епархии». Эпиграфом к этой статье владыка взял слова апостола: «Блюдите, как опасно ходите… Ныне дни лукавы суть… Бдите и молитесь, да не внидите в напасть». С горечью владыка констатирует: «Всматриваясь в явления текущей жизни, нельзя не заметить прежде всего, что приходские пастыри на мой призыв к объединению между собой и с мирянами почти совсем не откликнулись и потому, думается мне, остались совершенно беззащитными как против происков и зложелательств дурных в приходах и клире лиц, объединяющихся часто с социал-демократами, так и против льстецов и обманщиков, выбросивших над своими главами знамя свободы и объединения, а на деле сеявших и сеющих смуту и творящих же дело погибельное, что и известный Ленин со товарищи».

Вскоре против епископа Макария начались преследования за монархические взгляды и деятельность, и 26 мая 1917 владыка был уволен на покой с определением места проживания в Спасо-Авраамиевом монастыре в Смоленске, а с января 1918 он был переведен в Спасо-Преображенский монастырь г. Вязьмы.

22 авг. 1918 владыка был все-таки арестован по абсурдному обвинению в «организации белогвардейского восстания». После ареста мужественно переносил глумления и побои. 2 сент. его перевели в Смоленскую губернскую тюрьму, а 4 сент. он был осужден ЧК Западной области за «контрреволюционную деятельность» и приговорен к расстрелу.

Реабилитирован 14 апреля 1993 года Прокуратурой Смоленской области.

В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Российских 20 августа 2000года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.




Текст: Анатолий Борисов