2. Строительство нового каменного храма — XVIII в.
Новое каменное здание Богоявленского храма было возведено примерно в первом десятилетии XVIII века. К сожалению, ни в одном из известных исторических источников данный этап истории строительства храма не отмечен. Однако сами архитектурные формы его бесспорно свидетельствуют о том, что в камне Богоявленская церковь была построена не в середине XVII века, а позднее.
А когда же именно она была возведена? Наш храм отображен на чертеже, сделанном в
Итак, можно сказать, каменная Богоявленская церковь в Орле была сооружена в первом десятилетии XVIII века. К тому же, в «Ведомостях о церквах города Орла» в течение последующего столетия этот храм идет вторым по списку после главного городского собора. Начиная с 1755 года в документах сообщалось и о наличии престолов в церквях. В Богоявленской к этому моменту имелся второй престол во имя Вознесения Господня. К 1787 году также появляется третий во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба (ЦГАДА, ф. 1355, оп. I, с.1009. Описание г. Орла /Экономич. примеч./, 1798 г., л. I об.). Трехпрестольным храм оставался до своей капитальной перестройки в первой трети ХIХ века.
Облик Богоявленского храма, наиболее близкий к первоначальному, предстает пред нами на рисунках и фотографиях на них мы видим стройную, богато украшенную декором церковь. По стилистическим признакам ее можно отнести к так называемому «нарышкинскому барокко». Храмы этого архитектурного направления появлялись на рубеже XVII-XVIII веков в боярской среде, близкой к царскому двору. Множество таких строений было выстроено по заказу родственника Петра I, Л. К. Нарышкина. Это центрические ярусные строения со столпообразной композицией, за которыми в искусствоведческой науке закрепилось наименования «восьмерика на четверике». Они сочетали в себе живописность архитектурных форм с богатством декоративного убранства. Нарядность этих храмов еще более подчеркивалась их двухцветностью, изысканным сочетанием белого и красного цветов. Красные кирпичные стены оформляются резными белокаменными карнизами, орнаментальными сборками, наличники окон фронтонами в виде гребешков, грани объемов по углам белокаменными резными колоннами.
Богоявленский храм в Орле до своей капитальной перестройки относился к лучшим образцам «нарышкинского барокко». Он обладает всеми особенностями этого стиля: основной объем, трапезная, колокольня. Как отмечали архитекторы, немногие колокольни так органично дополняли храмы, как та колокольня Богоявленской церкви, соединяющая в себе изящество и величие.
Известный орловский архитектор С. И. Федоров сообщает в одной из своих работ, что в 1970 году он совместно с еще одним орловским краеведом произвел раскрытие на световом барабане церкви: «мы вскрыли под толстым слоем штукатурки
вырезанные из белого камня балясины, наличники и пояски, сходные по характеру обработки с декором основания колокольни (С. И. Федоров. Архитектурные образы Орловщины. Тула: 1982, с. 32). Он свидетельствует также:»При изучении наиболее сохранившегося светового барабана мною были обнаружены в 1959 году несколько голосников, отверстия которых были заштукатурены. Глубина глиняных горшков, замурованных в стены, составляла
Итак, каменный Богоявленский храм, построенный на месте деревянной церкви того же названия стал украшением города. Его празднично-торжественная архитектура, созвучная московским храмам этого времени, свидетельствовала об авторстве талантливого художника. Очевидно, яркая красота храма и центральное местоположение стали причиной того, что после упразднения обветшавшей соборной Рождественской церкви (в 1766 г.) в нем стали совершаться почти все торжественные городские богослужения. Уже в 1770 году Богоявленская церковь принимала в своих стенах орловского епископа. Мемуарист ХVIII века Г.Добрынин так описывает это событие: «
Въезд преосвященного в Орел ознаменован был по всем церквам колокольным звоном. При каждой проезжаемой церкви священство было в ризах со крестами, дьяконы в стихарях с кадилами, дьячки и пономари со святою водою в чаше, со свечами в подсвечниках. Народ по улицам, народ по заборам и по всем возвышениям, где только можно пристать и удержаться. А в Богоявленской церкви, в которую было ожидаемо восшествие Преосвященного, набилось всякого чина и звания, пола и возраста православных Христиан так плотно, как в Риге на кораблях укладывают мачты. По выходе из церкви поздравляли пастыря с приездом градоначальник со всеми чиновниками
» (Г. Добрынин. Истинное повествование или жизнь Гаврииила Добрынина (
Автор этого описания сообщает любопытную подробность о священнике Богоявленской церкви отце Алексее. В отличие от других священников и самого епископа он проявлял доброе отношение и веротерпимость по отношению к орловским купцам-старообрядцам. Во время упомянутого посещения города епископом они добились повышения о.Алексея в сане, он стал протоиерееем. «Все знатнейшие старообрядцы упросили архиерея убедительнейшими способами возвысить в сие достоинство богоявленского отца Алексея » (Г. Добрынин, там же, с. 43).
Тогда же в 1770 году орловский епископ издал указ о ликвидации кладбища при Богоявленской церкви: «Понеже во время посещения епархии в городе Орле усмотрено нами, что при градских церквах Богоявленской, Покровской и Пятницкой так тесны кладбища и телами мертвыми наполнены, что когда случается вновь погребать, без нарушения телес прежде погребенных, быть не может. Сверх того домы обывателей к оным весьма близко поселены, которые от оных кладбищ воздухом заразительным в весеннее особенно время наполняются невольно
того ради в Духовное правление посылается указ наш
чтобы отныне впередь, как вышеписанных церквей, так и других градских
погребать тела умерших при отдаленных несколько церквах, из которых одна по сю сторону, а другая по ту сторону реки были бы, чтоб через реку при погребении не переезжать» (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с
Преподобный Серафим Саровский в Богоявленском соборе
Появление на площади перед Богоявленским собором Орла памятника преподобному Серафиму Саровскому, который в ходе своего Первосвятительского визита в Орловскую митрополию 28 июля 2016 года освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, не случайно. По данным исследователей, имеются свидетельства посещения Серафимом Орла и Богоявленского собора.
Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, в некоторых источниках — Машнин) — иеромонах Свято-Успенской Саровской пустыни — один из наиболее почитаемых православных святых, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая Второго. Родился 19 (30) июля 1754 г. (по другим данным — в 1759 г.) в Курске. Скончался 2 (14) января 1833 г. в Саровском монастыре.
Данные о пребывании преподобного Серафима Саровского в Орле содержатся в книге «Дивный старец. Жизнеописание преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея Руси чудотворца», автором-составителем которой является монах Русской Православной Церкви, поэт, прозаик, литературовед, церковный писатель, член Союза писателей СССР Лазарь (Афанасьев, 1932-2015).
О посещении г. Орла Серафимом Саровским автор пишет во 2 главе своей книги, повествуя о том периоде жизни Серафима, когда он был известен под именем Прохор, и являлся послушником Саровского монастыря, что подтверждается и другими исследователями. Именно в период послушничества в этом монастыре Прохору (Серафиму) явилась Пресвятая Богородица (со святыми апостолами Петром и Иоанном), исцелившая его от «водяной» болезни.
В 1784 году в Саровской обители настоятелем был иеромонахом Пахомий (Назарович). Им были инициированы масштабные строительные работы, в рамках которых планировалось возведение нового храма. Но средств не хватало, и старец Иосиф (один из монахов Саровской обители и духовник Серафима) предложил своему духовному сыну Прохору (Серафиму) новое послушание — сборщика денег на построение храма.
Из этого следует, что летом 1784 года Прохор (Серафим), будучи послушником Саровского монастыря, посетил Орёл, собирая средства на строительство нового храма в своей обители.
Основными местами сбора средств на церковные нужды в России всегда были храмы. В 1784 году действующими храмами (из дошедших до нашего времени) в Орле были: Богоявленский собор (древнейший из сохранившихся орловских храмов, каменное здание которого было возведено в первом десятилетии XVIII века); Троице-Васильевский храм (заложен в 1743 г.; строительство окончено в 1751 г.); Ахтырский кафедральный собор (возведен в 1773 г.); Свято-Иоанно-Крестительский храм (заложен в 1774 г.; освящен в 1777 г.); Николо-Песковский храм (заложен в 1775 г.; в 1776 г. был построен и освящен южный придел святителя Николая Чудотворца, а главная церковь с Ильинским алтарем окончена постройкой в 1790 г.) Из всех перечисленных храмов в то время только Богоявленский собор и Троице-Васильевский храм располагались в городской черте. Остальные находились либо на дальних окраинах, либо за городом. По сути, в центре был только один значительный храм, игравший роль городского собора — Богоявленский. Именно он был средоточием духовной жизни орловцев, являясь главным храмом Орла (более древняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы к рассматриваемому времени сильно обветшала и богослужения в ней не проводились; она была разобрана в 1786 году).
Таким образом, с большой долей уверенности можно предполагать, что в 1784 году преподобный Серафим Саровский в возрасте 25 лет (или 30 лет) во время своей послушнической миссии посещал Орёл, и, вероятнее всего, принимал пожертвования от прихожан Богоявленского собора, в 1784 году самого значимого из всех храмов города.
* * *
Имя Серафима Саровского и Орёл также связывает литературная деятельность Сергея Александровича Нилуса, который все свое детство провел в имении Золотарёва Мценского уезда Орловской губернии. С.А. Нилус (1862-1929), много писавший о Серафиме Саровском — религиозный писатель и общественный деятель, православный автор книг, посвящённых выдающимся личностям Дивеевского монастыря и Оптиной пустыни.
Еще одна известная личность, связывающая имя Серафима Саровского с Орлом — митрополит Серафим (Чичаго́в, 1856-1937) — епископ Русской Православной Церкви, который с 1906 по 1908 годы управлял Орловско-Севской епархией. При нём здесь были учреждены церковно-приходские советы, широко развивалась благотворительность. За организацию приходской жизни в Орловско-Севской епархии митрополит Серафим был награждён орденом святой Анны I степени. В 1907 г. он стал присутствующим членом Святейшего Синода, занимался церковно-приходскими вопросами. И именно ему в 1902 году по повелению императора и определению Святейшего Синода были поручены подготовительные работы по канонизации Серафима Саровского, состоявшейся в 1903 году. Он написал житие преподобного, выпустил второе издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» и был одним из организаторов церемонии прославления.
Павел Меркулов
доктор исторических наук, директор Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС
Виктор Ливцов
доктор исторических наук, профессор,
заместитель директора ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Орловский филиал)