Чин архиерейского отпевания. Справка

Архиепископ Паисий будет похоронен на территории Свято-Успенского мужского монастыря

Смерть человека, как писал святитель Игнатий Брянчанинов, великое таинство рождения человека из земной временной жизни в вечность. По своем исходе из тела душа попадает в новые для себя условия, и здесь важнейшее значение приобретает глубокая духовная связь умершего человека с Церковью, которая продолжает заботиться о нем как при жизни.

После смерти тело любого христианина, как освященное Божественной благодатью в таинствах, с честью омывается, одевается в новые одежды, сообразные его жизни и званию, полагается во гроб. И у гроба верующие совершают молитвы, читают Священное Писание, молятся об упокоении души усопшего.

Погребение усопших архиереев совершается по особому чину.

Перед положением во гроб тело преставившегося иерарха облачается во все священнические облачения. В правую руку умершего влагается крест, а на груди полагается Евангелие, в возвещении которого и состояло самое его служение людям. Лицо умершего архиерея покрывается воздухом, то есть тем покровцом, которым покрываются во время совершения Таинства Евхаристии чаша и дискос, в знак того, что архиерей был совершителем Таин Божиих и особенно Литургии. На гроб архиерея полагается мантия, а рядом с гробом устанавливают дикирий и трикирий (особые подсвечники, употребляющиеся при совершении архиерейского богослужения, для двух и трех свечей соответственно).

Сам чин начинается возгласом «Благословен Бог наш…», далее следует 90-й псалом «Живый в помощи…», поется Аллилуйя и тропарь «Глубиною мудрости». После 17-й кафизмы и тропарей «Святых лик обрете источник жизни…» читаются 5 отрывков из Апостола и Евангелия, в которых раскрывается учение Иисуса Христа о воскресении и о благодатных дарах священства. После 1-го, 2-го и 3-го фрагментов Евангелий читаются особые молитвы о прощении грехов умершему. Перед первым, третьим и четвертым Апостолом поются степенные антифоны святого Иоанна Дамаскина, повествующие о благодатных дарах Святого Духа, укрепляющего человеческую немощь. После последнего Евангелия поется заупокойный канон с ирмосами Великой Субботы «Волною морскою». По 6-й песни канона следует малая заупокойная ектенья, икосы (особые песнопения, изображающие суету мира и благотворность молитв об умершем).

После канона поется Великое Славословие «Слава в вышних Богу», стихиры, тропари, повествующие о посмертной участи человека.

После этого поются стихиры на целование умершего «Приидите, вернии…», во время которой священнослужители подходят прощаться с умершим архиереем. Затем читается особая разрешительная молитва, произносится отпуст и возглашается «Вечная память» почившему архиерею.

Гроб с телом обносят вокруг храма с пением ирмосов Великого канона «Помощник и Покровитель». На кладбище служиться заупокойная лития и тело предается земле.

Священник Алексий Власов, Евгений Борисов.

При подготовке материала использована книга «Таинства и обряды Православной Церкви» прот. Геннадия Нефедова (М.:1995) и другие источники

Фото: Евгений Борисов // пресс-служба Орловско-Ливенской епархии


Ссылки по теме: