Благовещение Пресвятой Богородицы

Богоявленском соборе прошла праздничная служба посвящённая празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, и звучал тропарь: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

Накануне вечером прошло Всенощное бдение. В богослужении приняли участие оба хора собора.

Благовещение особый праздник, святые отцы учители Церкви называют его началом Божественных праздников и торжеств. Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий.

Зарождение Богомладенца в чреве Девы Богородицы стало воплощением Бога Слова, и именно в этот день Бог вочеловечился и поселился среди людей. Архангел Гавриил явился Марии не только для того, чтобы возвестить Ей то, что Бог избрал Ее своей Матерью, но и за тем, чтобы испросить Её согласие на это. Поэтому, согласившись исполнить волю Божию, Дева Мария стала соучастницей нашего спасения.

Пребывая в доме Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Дева Мария однажды читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой. И в тот день Пресвятой Деве Марии с небес явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что значит это приветствие. И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Мария же сказала Ангелу: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Тогда Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему».
Так в Божией Матери мы находим редкую способность довериться Богу до конца.

Церковное почитание дня Благовещения началось не позднее IV века. Об этом имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились еще в Римских катакомбах, во II веке. В Русской Православной Церкви на иконах Благовещения изображены Архангел Гавриил (обычно с крыльями и нимбом вокруг главы), предстоящий перед Святой Девой; в левой руке Архангела — райская ветвь, символ радостного благовестия, правой рукой он благословляет Деву. Богородица представлена сидящей и благоговейно читающей книгу (пророка Исаии); в книге иногда видны слова: «Се, Дева во чреве примет…» (Ис. 7, 14).

Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления человеческого рода, с древних времен помещаются на Царских вратах. Царские врата символизируют собой вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает верующим о том, что рай человечества снова открыт — Благовещение послужило «главизною» нашего спасения.

В день праздника постящиеся получают небольшое послабление — на трапезе разрешается вкушение рыбы. В Благовещение также принято отпускать на волю птиц, этот символический обычай — знак того, что по Боговоплощении людям дана свобода от греха.


Текст, фото : Анатолий Борисов

Рубрика: