Святителя Димитрия Ростовского

10 ноября в Богоявленском соборе чтили память святителя Димитрия Ростовского , и звучал тропарь: Православия ревнителю и раскола искоренителю, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, писаньми твоими буих уцеломудрил еси, цевнице духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ростов Великий. Древняя Спасо-Яковлевская обитель. Именно в этих святых стенах вот уже более трехсот лет покоится один из самых известных архипастырей начала XVIII века - святитель Димитрий Ростовский. Выдающийся деятель периода петровских реформ, одной из самых сложных и неоднозначных эпох в истории России. Искусный проповедник и просветитель, автор многочисленных произведений в разных жанрах - от широко известных многотомных житий святых до театральных пьес.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда.

Годы святительского служения владыки Димитрия были недолгими, но чрезвычайно активными. Он много писал, проповедовал, основал в Ростове Великом духовное училище по западному образцу. Главным же практическим делом тех лет стала борьба святителя со старообрядчеством.

Как малоросс, святитель Димитрий не был знаком с великорусским старообрядчеством, пока не приехал в Ростов Великий. Именно старообрядцев, отказавшихся принять богослужебные реформы второй половины XVII века, он воспринял в качестве главных внутренних врагов Церкви... В пылу полемики святитель позволял себе грубости и искажения фактов. Однако вплоть до XX века, когда Русская Православная Церковь признала ошибочность борьбы со старообрядчеством, именно произведения Димитрия Ростовского считались лучшими образцами полемической литературы.

Но в историю Русской Церкви святитель Димитрий вошел не столько как гонитель староверов, сколько как просветитель. И тем не менее изучение его жития во всей его сложности должно стать важным уроком и для современных православных христиан. Уроком того, как важно хранить наше церковное единство и делать все, чтобы трагедия церковного раскола больше не повторились.

!title
!title

Пресс-служба Богоявленского собора

Рубрика: