Память святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского. Фото

22 ноября в Богоявленском соборе чтили память святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского, и звучал тропарь : Преподо́бнически пожи́в, я́ко му́дрый иера́рх, просла́вил еси́ Го́спода/ доброде́тельным житие́м, Некта́рие преподо́бне. Те́мже, Уте́шителя просла́влен си́лою, Боже́ственными мощми́ твои́ми, де́моны отго́ниши и боля́щия исцеля́еши, ве́рою приходя́щия ти.

Ро­дил­ся бу­ду­щий свя­ти­тель в се­мье бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей в 1846 го­ду в Се­ли­врии Фра­кий­ской, неда­ле­ко от Кон­стан­ти­но­по­ля, в Кре­ще­нии был на­зван Ана­ста­сий.

Как ис­тин­ный из­бран­ник Бо­жий, маль­чик с дет­ства по­лю­бил храм, Свя­щен­ное Пи­са­ние, на­учил­ся мо­лит­ве. Бед­ность ро­ди­те­лей не поз­во­ли­ла учить­ся на ро­дине, и в 14 лет он уез­жа­ет в Кон­стан­ти­но­поль, чтобы по­сту­пить на ра­бо­ту и опла­чи­вать уче­бу.

Всем серд­цем рас­по­ло­жен­ный к ино­че­ской жиз­ни, юно­ша ча­сто по­се­ща­ет мо­на­стырь Нео Мо­ни. В нем он при­ни­ма­ет по­стриг в ино­че­ство с име­нем Ла­зарь, а по­сле трех лет, про­ве­ден­ных там, удо­ста­и­ва­ет­ся по­стри­га в ман­тию и ру­ко­по­ло­же­ния во диа­ко­на с но­вым име­нем Нек­та­рий.

В со­ро­ка­лет­нем воз­расте пат­ри­арх ру­ко­по­ла­га­ет Нек­та­рия в свя­щен­ни­ки. С рев­но­стью и са­мо­от­вер­же­ни­ем при­нял он но­вое по­слу­ша­ние и на­зна­че­ние в Свя­то-Ни­коль­ский храм г. Ка­и­ра.

Через несколь­ко лет в этом хра­ме его по­свя­ща­ют во епи­ско­па Пен­та­поль­ско­го. Епи­скоп­ское до­сто­ин­ство ни­как не из­ме­ни­ло об­ра­за жиз­ни и по­ве­де­ния Нек­та­рия. Он по-преж­не­му стре­мил­ся лишь к стя­жа­нию сми­ре­ния. «Сан не воз­вы­ша­ет сво­е­го об­ла­да­те­ля, од­на лишь доб­ро­де­тель об­ла­да­ет си­лой воз­вы­ше­ния,» – пи­сал он в эти го­ды.

В од­ном из пи­сем то­го вре­ме­ни свя­ти­тель рас­ска­зы­ва­ет о при­ме­ча­тель­ном сне, в ко­то­ром ему явил­ся свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец. Нуж­но до­ба­вить, что Нек­та­рий в то вре­мя вос­ста­нав­ли­вал в Ка­и­ре храм в честь это­го ве­ли­ко­го свя­то­го. Во сне Нек­та­рий уви­дел гроб­ни­цу Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, а в ней са­мо­го Угод­ни­ка Бо­жия жи­во­го, как бы спя­ще­го.

За­тем Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец под­нял­ся из ра­ки и, лас­ко­во улы­ба­ясь, про­сил Нек­та­рия укра­сить ему пре­стол в хра­ме зо­ло­том, а за­тем об­нял его и по­це­ло­вал. Это це­ло­ва­ние ве­ли­ко­го ар­хи­ерея Ни­ко­лая, ви­ди­мо, име­ло зна­че­ние осо­бо­го бла­го­во­ле­ния к свя­ти­те­лю Нек­та­рию и, воз­мож­но, сим­во­ли­зи­ро­ва­ло пре­ем­ство да­ра и род­ство душ во Хри­сте.
К это­му вре­ме­ни во­круг Нек­та­рия ста­ли со­би­рать­ся его ду­хов­ные ча­да, мно­гие едут к нему за со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем.

То­гда же на­чи­на­ют про­яв­лять­ся в стар­це-свя­ти­те­ле Да­ры Бо­жи­ей бла­го­да­ти: про­зор­ли­вость, дар ис­це­ле­ния. Ко­гда он слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, на­хо­дясь в мо­лит­вен­ном со­сто­я­нии, ли­цо его из­лу­ча­ло свет, ко­то­рый был ви­ден окру­жа­ю­щим. Но по-преж­не­му глав­ным укра­ше­ни­ем его бы­ло ис­тин­ное сми­ре­ние.

Как пас­тырь доб­рый, за­бо­тясь о них, Нек­та­рий стал при­смат­ри­вать под­хо­дя­щее ме­сто и оста­нав­ли­ва­ет свои по­ис­ки на о. Эги­на. Най­дя здесь раз­ва­ли­ны древ­не­го мо­на­сты­ря, он на соб­ствен­ные сред­ства по­ку­па­ет эту зем­лю. Сю­да при­ез­жа­ют пер­вые на­сель­ни­цы.

В сво­ем мо­на­сты­ре свя­ти­тель по от­кро­ве­нию Бо­жье­му ввел дав­но ис­чез­нув­ший из прак­ти­ки Пра­во­слав­ной Церк­ви ин­сти­тут диа­ко­нисс. Но, по­вто­рим, это бы­ло сде­ла­но им по от­кро­ве­нию.

Чув­ствуя это, он мо­лил­ся, чтобы Гос­подь про­длил от­ме­рен­ный срок для за­вер­ше­ния всех дел в мо­на­сты­ре, но как и всю жизнь, сми­рен­но при­бав­лял: «Да бу­дет Во­ля Твоя»!

Дол­го скры­ва­е­мая бо­лезнь на­ко­нец взя­ла свое. В со­про­вож­де­нии двух мо­на­хинь его от­пра­ви­ли в боль­ни­цу. Гля­дя на ма­лень­ко­го, оде­то­го в ря­су ста­рич­ка, му­чив­ше­го­ся от страш­ной бо­ли, де­жур­ный слу­жа­щий спро­сил: «Он мо­нах?» – «Нет, – от­ве­ти­ла мо­на­хи­ня, – он епи­скоп». «Впер­вые ви­жу епи­ско­па без па­на­гии, зо­ло­то­го кре­ста, а глав­ное – без де­нег», – за­ме­тил слу­жа­щий.

Свя­ти­те­ля уло­жи­ли в тре­тье­раз­ряд­ную па­ла­ту для неиз­ле­чи­мых боль­ных. Еще два ме­ся­ца про­вел он в му­ках. В день празд­но­ва­ния Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­ха­и­ла и всех Небес­ных Сил Гос­подь при­звал к се­бе ду­шу свя­ти­те­ля Нек­та­рия.

В боль­ни­це про­был недол­го, у него ока­зал­ся рак. Чу­де­са про­ис­хо­ди­ли и в боль­ни­це, мед­сест­ры за­ме­ти­ли, что бин­ты, ко­то­ры­ми об­вя­зы­ва­ли ра­ны свя­ти­те­ля, бла­го­уха­ют. Вме­сте со свя­тым в па­ла­те ле­жал па­ра­ли­зо­ван­ный че­ло­век, и ко­гда ду­ша свя­то­го по­ки­ну­ла этот мир, то он по­лу­чил пол­ное ис­це­ле­ние через ру­баш­ку свя­то­го Нек­та­рия.

Сра­зу по­сле кон­чи­ны те­ло свя­то­го на­ча­ло ми­ро­то­чить. Ко­гда гроб при­вез­ли на Эги­ну, то весь ост­ров вы­шел про­во­дить сво­е­го свя­то­го со сле­за­ми. Лю­ди на ру­ках нес­ли гроб свя­то­го и по­том за­ме­ти­ли, что одеж­да, в ко­то­рой они бы­ли во вре­мя по­хо­рон свя­ти­те­ля, бла­го­уха­ет. Ру­ки и ли­цо угод­ни­ка Бо­жия обиль­но ми­ро­то­чи­ли, и мо­на­хи­ни со­би­ра­ли ми­ро ва­той.

По­гре­бен свя­ти­тель Нек­та­рий в скле­пе мо­на­сты­ря, несколь­ко раз склеп от­кры­ва­ли по раз­ным при­чи­нам и каж­дый раз убеж­да­лись, что те­ло нетлен­но. Да­же фиал­ки, по­ло­жен­ные в гроб де­воч­кой, не бы­ли тро­ну­ты тле­ни­ем.

Пра­вед­ная кон­чи­на свя­то­го по­сле­до­ва­ла 9 но­яб­ря ст. ст. 1920 го­да. В 1961 го­ду со­сто­я­лась ка­но­ни­за­ция свя­ти­те­ля, бы­ли под­ня­ты его свя­тые мо­щи. Ока­за­лось, что оста­лись толь­ко ко­сточ­ки. Как ска­за­ли ду­хов­ни­ки, мо­щи ис­тле­ли, чтобы их мож­но бы­ло раз­не­сти по все­му ми­ру на бла­го­сло­ве­ние от свя­то­го Нек­та­рия.

По­чи­та­ние свя­то­го угод­ни­ка в Церк­вях Во­сто­ка (Кон­стан­ти­но­поль­ской, Эл­лад­ской, Иеру­са­лим­ской и др.) срав­ни­мо с по­чи­та­ни­ем в Рос­сии пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го. К со­жа­ле­нию, имя это­го свя­то­го до сих пор не вне­се­но в ме­ся­це­слов на­шей Церк­ви, и по­ка нет ему служ­бы.

Су­ще­ству­ет ака­фист свя­то­му Нек­та­рию на рус­ском язы­ке. Этот ака­фист до недав­не­го вре­ме­ни слу­жи­ли в Москве, в хра­ме Всех Свя­тых, что в Крас­ном се­ле (на­сто­я­тель про­то­и­е­рей Ар­те­мий Вла­ди­ми­ров).

В этом же хра­ме на­хо­ди­лась ико­на свя­ти­те­ля, ко­то­рая ми­ро­то­чи­ла, как го­во­ри­ли, и про­изо­шло несколь­ко ис­це­ле­ний. В на­сто­я­щее вре­мя по неко­то­рым при­чи­нам ака­фист не со­вер­ша­ет­ся в этом хра­ме, но там мож­но при­об­ре­сти ико­ны и ака­фист свя­то­му Нек­та­рию.

Осо­бо про­сла­вил­ся свя­ти­тель бла­го­дат­ной по­мо­щью он­ко­ло­ги­че­ским (ра­ко­вым) боль­ным, стра­да­ю­щим па­ра­ли­ча­ми и дру­ги­ми тяж­ки­ми за­боле­ва­ни­я­ми, одер­жи­мым бе­са­ми. Из­вест­но так­же, что свя­ти­тель Нек­та­рий по­мо­га­ет лю­дям в де­неж­ных за­труд­не­ни­ях.

По бла­го­сло­ве­нию прео­свя­щен­ней­ше­го Фила­ре­та, епи­ско­па Пен­зен­ско­го и Куз­нец­ко­го, в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Нек­та­рия 22 (9) но­яб­ря 2002 го­да в хра­ме Воз­не­се­ния Гос­под­ня се­ла Ста­рая Сте­па­нов­ка Лу­нин­ско­го рай­о­на Пен­зен­ской об­ла­сти бы­ло со­вер­ше­но тор­же­ствен­ное бо­го­слу­же­ние, из Пен­зы и рай­о­нов об­ла­сти при­бы­ли па­лом­ни­ки.

По­сле бо­го­слу­же­ния бы­ло со­став­ле­но пись­мо вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ше­му Юве­на­лию, мит­ро­по­ли­ту Кру­тиц­ко­му и Ко­ло­мен­ско­му, Пред­се­да­те­лю Си­но­даль­ной ко­мис­сии по ка­но­ни­за­ции свя­тых, с прось­бой о вне­се­нии име­ни свя­ти­те­ля Нек­та­рия в ме­ся­це­слов на­шей Рус­ской Церк­ви.

В Воз­не­сен­ском хра­ме есть ико­на свя­то­го и со­вер­ша­ет­ся ака­фист с освя­ще­ни­ем елея. Ака­фист со­вер­ша­ет­ся по вос­крес­ным ве­че­рам.

Бу­дем же и мы при­бе­гать к по­мо­щи это­го див­но­го свя­то­го, бла­го­да­ря Гос­по­да, сло­ва­ми тро­па­ря, по­свя­щен­но­го свя­ти­те­лю Нек­та­рию: Сла­ва про­слав­ль­ше­му тя Хри­сту, сла­ва дав­ше­му ти чу­дес бла­го­дать, сла­ва дей­ству­ю­ще­му то­бою всем ис­це­ле­ния.




Пресс-служба Богоявленского собора

Рубрика: