Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Фоторепортаж

17 октября, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, в Богоявленком соборе праздновали обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. и звучал тропарь : "Пра́вило ве́ры и о́браз целому́дрия, учи́теля до́брых дел и наста́вника спасе́ния, даде́ тя Госпо́дь новопросвеще́нному гра́ду Каза́ни, в не́мже приобре́л еси́ но́выя от язы́к лю́ди, и приве́л еси́ я Христо́ви. Сего́ ра́ди в па́мять твою́ ра́достно соше́дшеся, че́стне пра́зднуем свято́е твое́ успе́ние, ты же, о́тче наш, святи́телю Христо́в Гу́рие, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим".

Спустя 32 года после кончины святого Гурия и через 20 лет со времени преставления святого Варсонофия, по повелению царя Феодора Иоанновича, начали строить на месте деревянной каменную церковь в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием.

Когда начали копать рвы и выкопали гробницы святых Гурия и Варсонофия, – 1596 года, 4 октября, – то возвестили об этом митрополиту Гермогену, бывшему тогда архипастырем Казани. Митрополит, совершив литургию и панихиду, пришел в монастырь со всем освященным собором. Открывши гроб святого Гурия, они нашли его наполненным благовонным миром; тление коснулось лишь немного верхней части губ, даже ризы святителя были целы и казались крепче новых. Подобным образом открыли гроб святого Варсонофия и также обрели мощи его целыми и нетленными, как и мощи святителя Гурия; тление коснулось лишь только ног преподобного, но не разрушило костей, совершенно крепких. Честные мощи святителей переложили из тех гробов в новые ковчеги и, при пении надгробных песнопений, поставили поверх земли, чтобы все приходящие могли видеть и с верою лобызать их. Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия.

Сам святитель Ермоген так описывает это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака босвятагобе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае».

Возвещено было об этом письмом царю Феодору Иоанновичу и Патриарху Иову. Благочестивый царь и Святейший Патриарх, весь царский синклит и множество народа, узнав о сем, прославили Бога, прославляющего святых Своих. Благочестивый царь повелел хранить святые и многоцелебные мощи святителей в особом приделе, с южной стороны алтаря большой церкви, которая, ради этой святыни, вскоре была благолепно украшена. В этом приделе, когда он был устроен, мощи святителей и покоились в упомянутых новых ковчегах, источая верующим исцеления во славу Бога.




























Текст, фото: Анатолий Борисов

Выберите раздел: