Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и память священномученика Климента. Фото.

8 декабря в Богоявленском соборе праздновали отдание Введения Пресвятой Богородицы и чтили память священномученика Климента, папы Римского.Еще раз славили Богородицу в тропаре : «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божий ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение».

По окончанию литургии прозвучало величание к празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, и праздничная икона была занесена в алтарь и возложена на престол.

Священномученик Климент —четвертый епископ (папа) Рима родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Как и все знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его Апостолы — вот куда влечет юного Климента.

Приехав в Александрию, он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения. По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает апостола Петра, принимает от него святое крещение, становится одним из его ближайших учеников.

Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа.

Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники донесли о нем императору Траяну, обвинив святителя в неуважении к римским богам. Разгневанный император велит изгнать Климента из столицы, приговорив его к ссылке. Многие из учеников апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического.

Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. Там же в каменоломнях был вырублен храм, в котором он проповедовал. В 101 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее. Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. По молитвам его верных учеников — Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной "Ангельской " церкви нетленное тело своего учителя. После этого, каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.

Так было до начала IX века. В это время мощи стали недоступны, море не отступало. В начале 60-х годов IX века мощи чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников — Константина-философа и его брата Мефодия. Братья перенесли в Рим мощи их святого соотечественника — апостола Климента.

Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей сщмч. Климента (главу) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя сщмч. Климента. Таким образом, мощи сщмч. Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим-то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.

Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.

Ныне глава святителя Климента пребывает в числе мироточивых глав, хранящихся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

Святого Климента можно считать основоположника монашеской жизни на нашей земле, как основателя в инкерманских каменоломнях пещерного монастыря. Это территория пригорода современного Севастополя.
Церковное предание связывает основание монастыря именно с именем святого Климента.

Рассвет монастыря относят в VI веку, когда рядом с монастырём возникла грозная крепость. Однако, после захвата в 1475 году крепости турками, монастырь постепенно пришел в упадок.

Возрождение древней обители началось после присоединения Крыма к России, нашим земляком, архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием. Владыка Иннокентий не мог обойти стороной место, связанное с именем папы римского Климента. Благодаря его стараниям Инкерманская обитель была открыта в 1850 году. Сразу началась реконструкция трех пещерных храмов.

В 1895 году в обители построили новый храм в византийском стиле, алтарную часть которого вырубили в скале. Он был освящен в честь великомученника и целителя Пантелеимона.

В 1905 году в обители появилось ещё сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя священномученника Димитрия Солунского. На верхнем плато в то же время закончили строительство храма во имя святого Николая Чудотворца. Церковь, крестообразная в плане, имела два придела.

27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов Крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы "Всех скорбящих Радосте". Храм устроили на месте древней Софийской церкви. Внутри него хранились образа войсковых частей принявших участие в боях близ монастыря.

К 1910 году архитектурный облик обители сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из которых устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу.

Постепенно повышалось благосостояние обители. Монахи поддерживали в порядке исторический памятник, находившийся на территории монастыря – крепость Каламиту.

В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 послушника.

C 1924 года храмы монастыря стали постепенно закрывать.

В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению.

С 1991 года трудами настоятеля архимандрита Августина , братии и мирян началось постепенное возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киева была передана частица мощей от честной главы святого священномученика Климента; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.

Как прозорливо писал еще в 1852 г. архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий, «скиты наши в Крыму, слава Богу, выходят из земли и принимают вид, подобающий святым местам. Но это дело не годовое, а многих десятилетий». Сегодня становится очевидным, что священномученик Климент папа Римский всегда был со своей обителью, потому жизнь в ней ныне восстановлена во всей полноте.

МОЛИТВА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ КЛИМЕНТУ РИМСКОМУ

О всечестный учениче верховного апостола Петра, новый Петре веры Христовой, вторый Моисею, священномучениче Клименте, просвещенный учением великого апостола, венчанный венцем мученичества!
Испроси нам молитвами твоими благодать Святого Духа сохраняти веру Христову и церковныя спасительный обычаи, да расточится безбожие.Умоли, угодниче Божий, Милосердого Творца, да излиется на нас благодать Святого Духа, просвещающая наши души, да попалит Господь Бог страстей наших огнепальная стремления, да сохранит нас от всякия злобы, да спасет от напастей, бед и скорбей, и да пребудем верными христианами до конца жизни нашея, сохраняя в сердцах наших памятование печалей, болезней и трудов твоих, во славу Бога Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
На фото Инкерманский Свято-Климентовский монастырь в Севастополе.








Текст: Анатолий Борисов, фото из архива Пресс-службы Богоявленского собора

Выберите раздел: