«Кому уподобилася еси, многогрешная душе?» Православная Церковь читает Великий канон святого Андрея Критского.

В Богоявленском соборе на Великом повечерии понедельника, вторника, среды первой седмицы Великого поста, как и в других храмах, по частям читался Великий канон святого Андрея Критского. На нынешней неделе он будет звучать ещё в четверг.

Мы услышим его в полном составе ещё раз уже в четверг пятой седмицы.
Великий канон состоит из 250 тропарей, и Великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения.

В нём, в духовном свете, мы видим события описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета. Участники священной истории представляют нам высокие образцы святой жизни.

Почему Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому, что пост - это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу к самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жизни.

Святитель Андрей Критский оставил глубокий след в православном предании и как великий святой, и как богослов. Он прославился своей деятельной благотворительностью и милосердием. Его перу принадлежит ряд проповедей на Господские и Богородичные праздники и на другие случаи. Для своего времени он явился выдающимся и красноречивым проповедником. Но наибольшую известность он получил как гимнограф – творец стихир и канонов.

Святитель Андрей написал каноны, до сих пор используемые в богослужении. На Лазареву субботу, неделю жен-мироносиц, преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы. Но более всего Святитель Андрей Критский известен своим Великим, или Покаянным, каноном.

Очень точно сказал о каноне епископ Виссарион (Нечаев) : «Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично. Единственный путь очищения для святителя Андрея – во Христе, через трезвение, подвиг, через деяние – к видению Божества».


Текст, фото : Анатолий Борисов.

Рубрика: