Православная Церковь вспоминает великомученицу Марину (Маргариту)

Православная Церковь вспоминает великомученицу Марину (Маргариту)

30 июля в Богоявленском соборе на Божественной литургии, чтили память великомученицы Марины ( Маргариты) , и звучал кондак : «Де́вства добро́тами преиспещре́нна, де́во, нетле́нными венцы́ венча́лася еси́, Мари́но, кровьми́ же му́ченичества обагре́на, чудесы́ просвети́вшися исцеле́ний, благоче́стно, му́ченице, прия́ла еси́ по́честь побе́ды твоего́ страда́ния».

В Антиохии, которая находилась в малой Азии, в семье языческого жреца Эдессия, родилась дочь. Ее назвали Марина. Девочка была скромна и благочестива. Ей исполнилось двенадцать лет, когда начались жестокие гонения на христиан императора Диоклитиана. Тогда император приказал разрушать церкви, сжигать христианские книги, лишил христиан всяческих гражданских прав: должностей, права голоса в публичных собраниях и даже права обращаться за справедливым судом. Вскоре христиан стали арестовывать, заключать в тюрьмы и требовать поклоняться идолам. За отказом подчиниться воле правителя следовали пытки и казнь христиан. Это были жестокие времена.

Многие христиане скрывались от преследований: кто в лесах, кто в дальних селениях, но даже там люди продолжали свою проповедь. От одного из таких христиан Марина впервые услышала об Иисусе Христе. Она не только уверовала, но и желала креститься. И так как не было священника, который мог бы совершить над ней таинство, то она надеялась в будущем уподобиться христианам, которые крестились собственной кровью и пролили ее за Христа.
Желание Марины стать мученицей возмутило ее отца. Узнав, что дочь исповедует Христа, он разгневался и отрекся от нее, сказав, что больше своей дочерью не считает. И Марина как простая пастушка стала стеречь его овец. Как-то раз в поле девушку увидел Олимврий, наместник восточных областей Римской империи. Он направлялся в Антиохию, столицу Галатии из города Асия. Олимврий объезжал подчиненные ему территориям для розыска христиан. Пятнадцатилетняя Марина была так юна и прекрасна, что епарх задержался, чтобы познакомиться с ней.

Она разумно и кротко отвечала на его вопросы и очень понравилась ему, что епарх даже решил на ней жениться. Не смутило его и то, что девушка объявила себя христианкой. Олимврий был гонителем христиан и считал, что уж с этим препятствием он знает, как справиться. Он арестовал девушку и под конвоем привел в Антиохию, где передал суду.

На судилище епарх уговаривал Марину принести жертву языческим богам и не только обещал щедрое вознаграждение, но и публично предложил ей стать его женой. Но девушка в ответ лишь молилась и просила у Бога дать ей крепости и мужества посрамить врагов. А Олимврию и заявила, что верит во Христа и иного жениха не желает. Тогда начались ее длительные мучения. Свидетелем всему был некто Феотим. Он присутствовал при мучениях святой девы и записал ее житие.

Мощи великомученицы Марины были помещены Феотимом в каменную гробницу. Вскоре у них начали происходить исцеления и другие чудеса. Особенно часто здесь исцелялись бесноватые и душевнобольные. Тогда же святая Марина стала широко почитаться христианами.

В VIII веке византийская императрица Мария перенесла мощи святой в Константинополь. Вплоть до 1204 года, когда крестоносцы вошли в монастырь Пантепонта, мощи хранились там. Примерно тогда же, в эпоху раннего Средневековья, восстановилось почитание святой Марины в Западной Европе, с той лишь разницей, что теперь ее стали называть Маргаритой Антиохийской.

Святую Марину почитают и в восточной Православной Церкви. Так в Греции воздвигнуты сотни православных храмов в честь великомученицы Марины, а на Афоне сразу в четырех монастырях хранятся частицы ее мощей.

Пресс-служба Богоявленского собора