Праздник Икон Божией Матери, именуемых «Троеручица» и «Самонаписавшаяся»

Праздник Икон Божией Матери, именуемых «Троеручица» и «Самонаписавшаяся»

25 июля в Богоявленском соборе чтили Матерь Божию в образе Её, именуемым «Троеручица», и звучал тропарь : «Яко звезда светозаряющая, из Сербии на Афон чудесно прииде всечестная икона Твоя Троеручица, юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши, яко Божественный дар свыше, прославляет Тя, Владычицу».

Накануне был прочитан акафист перед иконой "Троеручица".

Икона эта прославилась и получила своё название в 8-м, во время иконоборчества, проводимого императором Львом III. История иконы связана с преподобным Иоанном Дамаскиным, которому, за написание трактата «Против порицающих святые иконы», отрубили кисть правой руки и повесили ее на городской площади. К вечеру того же дня святой Иоанн, испросив отрубленную кисть, приложил её к суставу и стал молиться перед иконой Божией Матери. Он просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал. Во сне увидел икону Божией Матери и услышал Её голос, сказавший что он исцелен, но должен теперь без устали трудиться исцеленной рукой. Когда святой проснулся, рука его была невредима. В благодарность за чудо преподобный Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего она и стала называться «Троеручицей», а также написал благодарственную песнь «О Тебе радуется. Благодатная, всякая тварь».

В 13 –м веке икону Божией Матери «Троеручица» преподнесли в дар святителю Савве Сербскому. Во время турецкого нашествия на Сербию, во избежание надругательства над святыней, хранители иконы положили ёё на осла и отпустили его. Осёл дошёл до Афонского Хилендарского монастыря, где святыня была с благоговением принята братией.

Связана со Святой Горой Афон и другая чтимая сегодня Икона Божией Матери, именуемая Самонаписавшаяся.

А история иконы такова. В 1863 году игумен молдавского скита во имя святого Пророка Иоанна Предтечи на Афоне Нифонт с несколькими братиями отправился по делам скита в Молдавию. Одним из дел было приобрести для обители икону Божией Матери. С этой целью иноки стали искать художника, отличавшегося благочестием и воздержанием, чтобы заказать ему нужную икону. Такой художник, уже преклонных лет, Георгий Николаев,был найден., Работа сначала шла успешно. Но когда были написаны одежды, и он приступил к написанию Божественных ликов, работа остановилась: иконописец никак не мог написать лики хорошо. Афонские иноки, утешая себя и скорбевшего иконописца, советовали ему молиться Матери Божией о помощи. Георгий так и поступил: он стал сугубо поститься и молиться.

Однажды он провел весь день в молитве, а на следующее утро пошел в мастерскую. Подойдя к иконе, он с изумлением увидел, что лики Богоматери и Младенца Христа, над написанием которых он столько времени безуспешно трудился, уже готовы.

Иноки сообщили о случившемся Преосвященному Каллинику Миклеску, исполнявшему должность митрополита. Он освидетельствовал икону и признал совершившееся чудом. От иконы стали совершаться многочисленные исцеления больных.

Совершались чудеса от святой иконы и по дороге на Афон. А когда иноки вернулись в свой скит, то застали одного из братии тяжело болящим: он едва подавал признаки жизни и не мог даже говорить. Его поднесли к принесенной чудотворной иконе, а в келию он вернулся уже сам. Также происходили и другие исцеления больных и бесноватых.

Самонаписание ликов на святой иконе произошло в июне 1863 года, а празднование в честь чудотворного образа было установлено 12 (25) июля .

Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Текст: Анатолий Борисов