Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского и память преподобномучениц Елизаветы и Варвары. Фоторепортаж. Видео

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского и память преподобномучениц Елизаветы и Варвары. Фоторепортаж

18 июля в Богоявленском соборе на Божественной литургии чтили памяти преподобного Сергия Радонежского и преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, и звучали тропари : «Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, всю вселенную созывает похвалити тя, Богомудре Сергие; пречестная же и славная обитель твоя, юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, имущи в себе стада ученик твоих, веселия и радости исполняется. Мы же, празднующе преславное обре­тение честных мощей твоих, в земли со­кровенных, яко цвет благоуханен и кадило благовонно, любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, отче преподобне Сергие, моли Святую Троицу спасти души наша», «От славы царственныя, вземши крест Христов, прешла еси к славе небесней, молящися за врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молите о душах наших».

Накануне был прочитан акафист преподобному Сергею Радонежскому.

О степени почитания преподобного Сергия Радонежского говорит и данное ему в народе звание — Игумен земли Русской. Преподобный Сергий Радонежский шел путем подвижников первых веков христианства — преподобных Антония и Макария Великих, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Антония и Феодосия Печерских и многих других. Каждый шаг своей монашеской жизни он сверял с их писаниями. Преподобный стремился достичь в своей жизни того идеала святости, которого уже достигли они. Он устремлял свой взор к Горнему и всеми силами стремился к единению с Богом — цели жизни всякого человека.

И именно, в день обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского, в 1918 году, Великую Княгиню Елизавету и её келейницу инокиню Варвару с другими узниками сбросили в глубокую шахту старого рудника. Говорят, что Елизавета Федоровна успела произнести молитву: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Забросав шахту ручными гранатами, чекисты уехали. Один из свидетелей зверского убийства слышал из глубины шахты пение Херувимской песни — её возносили новомученики российские перед вратами Вечности. В октябре того же года в Алапаевск вошли войска адмирала Колчака. Тела Великой Княгини, сестры Варвары они извлекли из шахты и увезены на восток. После долгих путешествий их святые мощи оказались, наконец, в Иерусалиме, где и покоятся в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, как и хотела того сама Елизавета Федоровна.

Страстотерпцы на Руси подтверждают, что не каждая победа в этом мире достигается физической силой, но те, кто, как кажется, отступают вначале, оказываются победителями. Господь попускает иногда торжествовать силам зла. Но, как сказал в своё время священномученик митрополит Вениамин Петроградский, — «Может оказаться так, что вы, большевики, победили. Но я верю, что в конце всех победителей победит Христос».

В 1992 году Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых великую княгиню Елизавету Федоровну и инокиню Варвару.

В декабре 2004 года святые мощи преподобномучениц Елизаветы и Инокини Варвары находились на Орловщине. Как говорили тогда орловчане — «просто не верится, что Господь посылает ныне эти радости нашему исстрадавшемуся и много прегрешившему народу». Так Великая Княгиня Елизавета в очередной раз вступила на Орловскую землю.

С Орлом связаны малоизвестные страницы жизни святой. Много лет она состояла Августейшим шефом 51 Черниговского драгунского полка, расквартированного в Орле. В 1904 году Великая княгиня прибыла в наш город, чтобы проводить подшефный полк на русско-японскую войну. Елизавету Федоровну сопровождал Великий князь Сергей Александрович. Великая княгиня Елизавета Федоровна в 1906 году снова приезжала в Орел — для встречи с возвратившимися с Дальнего Востока воинами Черниговского полка. Великая Княгиня была на Орловщине ещё осенью 1913, в год 800-летия кончины просветителя Орловщины святого Кукши и в военном 1916-м году, посещая окормляемую ею Свято—Введенскую женскую обитель.















Текст, фото, видео: Анатолий Борисов