Слово пастыря. Блудный сын.

Воскресенье 24 февраля носит название Неделя о блудном сыне, так как в храмах во время Божественной литургии читается евангельская притча о мытаре и фарисее, которую Спаситель рассказывал ученикам.

У мужчины было два сына. Однажды младшему из них надоело находиться под опекой отца. Он сказал ему: «Отче! Дай мне часть имения». Отец отдал младшему сыну его долю и отпустил.
Молодой человек, как сказано в притче, ушел «на страну далече», где растратил наследство, «живя блудно». Сначала у него было много друзей, но, когда закончились деньги, вчерашние друзья отвернулись. Вскоре в этой стране начался голод. Младший сын вынужден был пойти работать, но его взяли только свинопасом, платили мало, он голодал и ел пищу, которой хозяин кормил свиней.

Однажды он подумал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
А отец все это время ждал возвращения сына. Увидев его, «сжалился»; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», подарил перстень. В честь возвращения сына приказал заколоть теленка и устроить пир.

В это время старший сын возвращался с поля. Услышав веселье и пение, спросил слуг, в честь чего праздник. Те ответили: вернулся его брат, и отец по этому поводу устраивает пир. Старший сын обиделся «и не хотел войти». Отец вышел и позвал его.

На что тот ответил: «Вот я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».

Отец ответил: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Эта притча чрезвычайно богата содержанием. Она лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе; в ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем в «землю чуждую», где надеется найти полноту, преизбыток жизни. Притча также описывает и медленное начало, и победоносное завершение пути обратно в отчий дом, когда он, в сокрушении сердца, избирает послушание...».

Митрофорный протоиерей Александр ПРИЩЕПА, настоятель Богоявленского собора

Рубрика: