Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и память священномученика Климента. Фото

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и память священномученика Климента. Фоторепортаж. Видео

8 декабря в Богоявленском соборе праздновали отдание Введения Пресвятой Богородицы и чтили память священномученика Климента, папы Римского.Еще раз славили Богородицу в тропаре : «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божий ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение».

По окончанию литургии прозвучало величание к празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, и праздничная икона была занесена в алтарь и возложена на престол.

Священномученик Климент —четвертый епископ (папа) Рима родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Как и все знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его Апостолы — вот куда влечет юного Климента.

Приехав в Александрию, он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения. По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает апостола Петра, принимает от него святое крещение, становится одним из его ближайших учеников.

Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа.

Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники донесли о нем императору Траяну, обвинив святителя в неуважении к римским богам. Разгневанный император велит изгнать Климента из столицы, приговорив его к ссылке. Многие из учеников апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического.

Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. Там же в каменоломнях был вырублен храм, в котором он проповедовал. В 101 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее. Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. По молитвам его верных учеников — Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной "Ангельской " церкви нетленное тело своего учителя. После этого, каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.

Так было до начала IX века. В это время мощи стали недоступны, море не отступало. В начале 60-х годов IX века мощи чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников — Константина-философа и его брата Мефодия. Братья перенесли в Рим мощи их святого соотечественника — апостола Климента.

Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей сщмч. Климента (главу) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя сщмч. Климента. Таким образом, мощи сщмч. Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим-то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.

Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.

Ныне глава святителя Климента пребывает в числе мироточивых глав, хранящихся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

Святого Климента можно считать основоположника монашеской жизни на нашей земле, как основателя в инкерманских каменоломнях пещерного монастыря. Это территория пригорода современного Севастополя.
Церковное предание связывает основание монастыря именно с именем святого Климента.

Рассвет монастыря относят в VI веку, когда рядом с монастырём возникла грозная крепость. Однако, после захвата в 1475 году крепости турками, монастырь постепенно пришел в упадок.

Возрождение древней обители началось после присоединения Крыма к России, нашим земляком, архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием. Владыка Иннокентий не мог обойти стороной место, связанное с именем папы римского Климента. Благодаря его стараниям Инкерманская обитель была открыта в 1850 году. Сразу началась реконструкция трех пещерных храмов.

В 1895 году в обители построили новый храм в византийском стиле, алтарную часть которого вырубили в скале. Он был освящен в честь великомученника и целителя Пантелеимона.

В 1905 году в обители появилось ещё сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя священномученника Димитрия Солунского. На верхнем плато в то же время закончили строительство храма во имя святого Николая Чудотворца. Церковь, крестообразная в плане, имела два придела.

27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов Крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы "Всех скорбящих Радосте". Храм устроили на месте древней Софийской церкви. Внутри него хранились образа войсковых частей принявших участие в боях близ монастыря.

К 1910 году архитектурный облик обители сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из которых устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу.

Постепенно повышалось благосостояние обители. Монахи поддерживали в порядке исторический памятник, находившийся на территории монастыря – крепость Каламиту.

В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 послушника.

C 1924 года храмы монастыря стали постепенно закрывать.

В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению.

С 1991 года трудами настоятеля архимандрита Августина , братии и мирян началось постепенное возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киева была передана частица мощей от честной главы святого священномученика Климента; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.

Как прозорливо писал еще в 1852 г. архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий, «скиты наши в Крыму, слава Богу, выходят из земли и принимают вид, подобающий святым местам. Но это дело не годовое, а многих десятилетий». Сегодня становится очевидным, что священномученик Климент папа Римский всегда был со своей обителью, потому жизнь в ней ныне восстановлена во всей полноте.











Текст: Анатолий Борисов, фото из архива Пресс-службы Богоявленского собора