Память преподобномученика Андрея Критского и святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Аравийских

Память преподобномученика Андрея Критского и святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Аравийских

30 октября в Богоявленском соборе на Божественной литургии славили преподобномученика Андрея Критского, и звучал тропарь : «Постнически преподвизався на горе, умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне, паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси, убив Копронима мечем веры, и обоих ради венчался еси от Бога, преподобномучениче Андрее, приснопамятне».

Преподобномученик Андрей жил в Византийской империи в 8-м веке и пострадал во времена иконоборчества. В те времена император-иконоборец Константин Копроним под страхом уничтожения приказал христианам убрать святые иконы из храмов и домов. Верующие, которые безбоязненно сопротивлялись нечестивому иконоборцу и твердо держались предания святых отцов, были заключены в темницы.

Когда преподобный Андрей услышал, что император сажает в тюрьмы и мучает не воров и разбойников, а добродетельных и благочестивых христиан, то пришел в Константинополь и всенародно, в храме святого мученика Маманта, обличил еретика в гонении на истинную веру.
В оправдание император сказал, что безумно воздавать честь дереву и краскам. На это преподобный ответил, что тот, кто страдает за святые иконы, страдает за Христа, а кто оскорбляет икону, на которой изображен Христос, оскорбляет Самого Христа. Разъяренный иконоборец приказал немилосердно истязать святого Андрея.
По пути к месту казни мученик отошел ко Господу. Через сто лет святому был написан канон преподобным Иосифом песнописцем. По молитвам преподобномученика Андрея исцеляются одержимые.

В этот же день мы вспоминаем и бессеребренников и мученников Косму и Дамиана Аравийских.

Косма и Дамиан Аравийские родились в Аравии примерно в то же время, что и Косма и Дамиан Римские, то есть в III веке. Аравийские братья в юности получили хорошее образование и изучили врачебную науку. Уверовав во Христа, продолжали оказывать помощь больным, но лечили уже они не только и не столько своим врачебным искусством, сколько призыванием имени Божия, молитвой, помазанием освященным елеем и окроплением святой водой. По преданию, они были не просто родными братьями, но и близнецами. Косма и Дамиан, а также их младшие братья Леонтий, Анфим и Евтропий - все они занимались безвозмездным лечением болезней. Однако только Косма и Дамиан имели благодать чудотворений и врачевали людские недуги призыванием имени Иисуса Христа.

Во время лечения святые братья обращали в Христианскую веру многих своих пациентов-язычников. Благодаря Косме и Дамиану совершенные ими чудесные телесные исцеления больных сопровождались их уверованием во Христа. Поражало людей и то, что за исцеление деньги не взимались, потому и названы были Косма и Дамиан бессребрениками или врачами безмездными. Братья строго соблюдали заповедь Христа: «Даром получили, даром давайте».

Они врачевали людские недуги не ради славы людской, но ради славы Самого Бога, даровавшего им благодать исцелений. Косма и Дамиан как бессребреники стали сынами Божьими уже во время своей земной жизни, и в этом они видели свою земную награду и блаженство, которое в полной мере раскрылось в жизни небесной, вечной.

Когда слух о чудесах и учении их достиг до гегемона Лисия, было приказано взять их под стражу. Приведенные в Киликию, они были представлены гегемону. Расспросив о вере, именах и отечестве, гегемон приказал Косме и Дамиану принести жертву идолам. Они не стали исполнять приказание, а напротив исповедали свою веру во Христа. Тогда Лисий велел их избить и связанных бросить в море. Но по легенде, Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписано чародейству. Раздраженный гегемон велел заключить их в темницу. На другой день он приказал бросить их в огонь.

Господь и здесь хранил их: огонь потерял естественную силу и не прикасался их. Гегемон подвергал их все новым казням, но все напрасно. Повесив их, сначала велел бросать в них камни, а потом стрелять из луков, но камни и стрелы отскакивали от их тел и поражали самих мучителей. Не находя более средств для достижения своей цели, гегемон приказал обезглавить их мечом. Вместе с ними пострадали ещё трое христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий.

Уже в IV- V веках их стали почитать как покровителей аптекарей, врачей и особенно хирургов, а их лики стали иногда помещать на медицинских эмблемах. К Косме и Дамиану обращались за помощью во время эпидемий и лечения язвенных заболеваний.

Почитание Космы и Дамиана Аравийских выразилось в посвящении им храмов, которые строятся в Иерусалиме, Месопотамии и Египте. На Синае был известен старинный монастырь святых Космы и Дамиана. Археологические раскопки 1907 г. доказали, что в Египте, в Едфу, также был коптский монастырь, основанный в конце IХ в. и носивший имя этих же святых.


Пресс-служба Богоявленского собора